Времена, когда стабильные выплаты заработной платы и оформление по ТК РФ автоматически приравнивали компанию к «работодателям мечты», прошли. HR-ы сегодня отвечают не только за гарантии по трудовому кодексу, но и за «счастье» своих подопечных. Для этого проводятся многочисленные пульс-опросы, исследующие вовлеченность, удовлетворенность и настроение сотрудников. А в exit-интервью отдельный блок посвящен рассуждениям на тему «что могло бы вас убедить остаться».
В условиях борьбы за таланты компании не готовы без боя расставаться с ценными специалистами. Ведь найм и ввод в должность нового сотрудника обходится работодателям во много раз дороже усилий по удержанию своих кадров.
В этой статье делимся идеями, как сделать своих сотрудников счастливее, атмосферу комфортнее и веселее.
1. Говорите «Спасибо» в письме или корпоративном медиа
Ваш сотрудник завершил работу в срок и ровно так, как и было запланировано? Или превзошел все ожидания, несмотря на сложности в процессе проекта? Кажется, что он и сам в курсе, какой он молодец,, и что вы цените его. Однако озвучить свою благодарность все равно будет полезно.
Многие компании уже запустили свои сервисы благодарности и отмечают их положительное влияние на удержание персонала и продуктивность. Так, например, российская компания X5 Group рассказала, что по результатам аналитики, собранной за 3 года, офисные сотрудники, которые получали или отправляли благодарности через корпоративный сервис «спасибо», в 3 раза реже покидают компанию.
Американская консалтинговая компания Workhuman также исследовала, как благодарность влияет на мотивацию сотрудников. По результатам этого анализа, 31% сотрудников сказали, что благодарность повышает их мотивацию к успеху. А 25% сообщили, что это увеличивает производительность. Кроме того, социальное признание помогает людям понять, как их усилия способствуют достижению более широких целей и задач компании.
2. Стимулируйте генерацию идей
Один из самых успешных проектов Google, почтовый сервис Gmail, был создан по инициативе сотрудника. Этот проект появился в рамках программы развития идей, над которыми люди работали в свое свободное время.
Чтобы команда делилась своими идеями, важна открытая и дружелюбная культура. В безопасном пространстве обмен опытом и мозговые штурмы проходят эффективнее. А еще помогут сервисы по сбору идей, чтобы ни одна толковая мысль вашего сотрудника не потерялась.
Первые «ящики идей» появились на предприятиях Великобритании еще в середине 20 века. Сегодня эта инициатива по-прежнему актуальна. Интересен опыт российской компании МТС, которая запустила свой проект «Фабрика идей» в 2008 году. Уже за первые 3 года проекта компании удалось дополнительно заработать больше $37млн, реализуя идеи сотрудников. Кроме того, компания отметила повышение вовлеченности и ответственности персонала после внедрения программы обмена идеями.
3. Рассказывайте про возможности для развития и роста
Прозрачные перспективы помогают сотрудникам самостоятельно планировать свою карьеру и связывать будущее с вашей компанией. Для сотрудника планы руководителей по его развитию в команде не всегда очевидны. А руководители могут и не догадываться, к чему профессионально стремится их сотрудник.
Рассказывать про варианты, которые компания предлагает для роста, можно через истории своих сотрудников в корпоративном медиа или обсуждая такие кейсы с сотрудником в формате 1:1. Хорошая практика обсуждать планы менеджмента по развитию сотрудника и его собственные ожидания от работы на оценочных ревью, если в компании они приняты.
4. Дарите подарочные сертификаты
Они по-прежнему работают. Важно только, чтобы сертификаты были в интересные сотрудникам магазины или места. Тогда эта награда действительно будет мотивировать.
5. Отмечайте завершение проекта или важные вехи в процессе
После нескольких месяцев работы над проектом так приятно остановиться и оценить пройденный путь, увидеть результат. Отмечать завершение ключевых стадий и/или всего проекта — еще один способ поблагодарить команду за работу и похвалить за результаты.
Услышать свое имя на квартальном/годовом митинге или увидеть его в рассылке о результатах работы компании — яркое событие в профессиональной жизни сотрудника. Людям важно знать, что их вклад ценен.
6. Предложите дополнительный выходной или путешествие/поездку
Когда сотрудники знают, что за качественную работу или сверхрезультат можно получить дополнительный оплачиваемый выходной, их производительность растет. Некоторые компании пошли дальше и своих топ-перформеров награждают корпоративным отдыхом. Возможность попасть в топ-лист и отправиться с командой лучших в путешествие — мотиватор для тех, кому хорошо в рыночной организационной культуре.
7. Организуйте зоны отдыха в офисе
Почему офисы Google и Яндекс стали легендой? Столы для настольного тенниса, гамаки, комнаты для сна и диваны с игровыми консолями доступны многим за пределами работы. Однако забота работодателя о work-life balance и досуге своих сотрудников — приятный бонус в компаниях, которые приняли концепцию офисов space-in-space. Этот формат позволяет сохранить плюсы open space (открытость, скорость взаимодействия, свободные коммуникации) и дать возможность для сосредоточенной работы или отдыха, когда это необходимо.
Специалисты по организации офисного пространства говорят, что даже в маленьком офисе можно поставить несколько пуфов-мешков или уютный диван рядом с кулером. Это поможет сотрудникам легче воспринимать авральные ситуации, требующие оставаться на работе подольше. А еще такие зоны повышают лояльность, а небольшие перерывы помогают команде сохранить концентрацию и скорость реакции в рабочем процессе.
8. Награждайте лучшего сотрудника месяца/года
Награждение лучших членов команды по итогам года — проверенный способ сказать сотруднику, что вы его цените и признаете его вклад в бизнес. А еще таким образом вы формируете ролевые модели для команды и объясняете, к чему следует стремиться.
Важно! Критерии отбора лучших должны быть справедливыми, прозрачным и понятными команде. А в номинациях важно отразить приоритеты компании: наставничество, результат в продажах и/или сервисе, повышение экспертности.
9. Используйте систему вознаграждения на основе баллов
Балльная система вознаграждения — гибкий инструмент для признания результатов работы сотрудников. В такой системе за достижение целей и выполнение ключевых задач сотруднику начисляются баллы, которые он может обменять на ценные подарки или льготы. Систему можно адаптировать его под ключевые цели именно вашей компании, а сотрудникам понятно, как и за что можно получить вознаграждение.
Внедрить балльную систему помогут специализированные сервисы для запуска программ поощрения и признания.
10. Отмечайте дни рождения и нерабочие достижения сотрудников
Внимание к важным события в личной жизни сотрудника помогает создать доверительную атмосферу в команде. День рождение, завершение обучения, получение спортивных наград, свадьба, рождение детей — все это происходит в жизни ваших сотрудников постоянно.
Возможность отметить важные личные события — день рождения, получение диплома, свадьбу, рождение детей — в кругу коллег здорово повышает уровень доверия в команде. А еще это хороший повод поблагодарить сотрудников за работу и продемонстрировать команде, что вы цените их и за человеческие качества тоже.
Кроме того, руководителям и HR важно задать корпоративные правила, как отмечать такие события. Ведь без этого сотрудники все равно будут каким-то образом поздравлять друг друга и отмечать в узком кругу все важное, что с ними происходит.
11. Организуйте корпоративный ЗОЖ
Среди ваших сотрудников есть те, кто обожает спорт? Поддержите их интерес с помощью корпоративного спорта. Он объединяет людей, развивает командный дух, дает психологическую разгрузку и улучшает настроение.
При выборе вида спортивной активности важно учитывать интересы сотрудников. Так, сложно будет увлечь йогой заядлых любителей командных видов спорта. А футболом тех, кто привык отдыхать не только физически, но и ментально.
Спорт помогает справиться с эмоциональным напряжением, переключиться со сложных задач и улучшить свое самочувствие.
12. Поддерживайте и не скупитесь на обратную связь
Размер регулярного бонуса, который зависит от выполнения KPI, довольно красноречиво сообщает сотруднику, насколько он хорошо поработал. Но деньги — это та часть мотивации, которая быстрее всех начинает работать, и эффект от которой быстрее всего заканчивается. А человеческое общение остается.
Вот почему поддерживать сотрудников и своевременно давать обратную связь — обязательные навыки современного руководителя. А еще развивать команду с помощью конструктивной критики.
Не всегда эти навыки встроены в личность менеджера, поэтому отделу персонала или самому управленцу важно вовремя их прокачивать.
13. Дарите брендированные подарки
Корпоративный мерч в качестве награды за достижения может стать отличным стимулом для сотрудников. Чаще всего брендируют бытовые вещи, которыми сотрудники много используют на работе и в жизни: блокноты, ручки, чехлы для телефонов, кружки, пауэрбанки, товары для дома.
Мерч транслирует миссию и ценности компании. Еще это способ продемонстрировать сотруднику, что он важен, за что его ценят в компании. Так, например, в некоторых европейских компаниях принято дарить сотрудникам фигурки-символ бренда в Новый год. У самых преданных сотрудников обычно на столе несколько таких фигурок. В другой компании за каждые 5 лет работы в компании дарят эксклюзивную толстовку с памятной надписью. И старожилы узнают “своих” по пятницам, когда в офисе принят свободный дресс-код. Конечно, только лишь получение мерча не станет причиной того, что в вашей компании работают долго. Но разнообразит корпоративную жизнь и поможет развить сопричастность в команде.
14. Проводите тимбилдинги
Тимбилдинг — один из способов увеличить вовлеченность персонала и сплотить команду. Тимбилдинги помогают наладить связи и доверие среди сотрудников. Ведь слаженная команда работает эффективнее и продуктивнее разрозненных групп.
В отличие от корпоративных посиделок и вечеринок, тимбилдинг всегда имеет цель и программу. Варианты целей: выстроить эффективные коммуникации в группе, разгрузить сотрудников психологически, вовлечь в реализацию целей компании.
Специалисты по командообразованию выделяют разные форматы тимбилдингов: ролевые игры, квесты, стратегические сессии, спортивные активности и коммуникативные тренинги. Если правильно поставить цели и вложить смыслы, тогда ваша команда не просто взбодрится, но и сфокусируется на приоритетах.
15. Зафиксируйте корпоративный распорядок
Начало и окончание рабочего дня прописано в правилах внутреннего трудового распорядка. Однако там не указывается, должен ли сотрудник быть на связи в отпуске и выходные. А можно ли звонить коллегам за пределами рабочего графика? Как правило, такие корпоративные нормы сотрудник усваивает, поработав в компании какое-то время. Иногда через стресс, когда босс в первый раз будит его в 5 утра. Иногда через недоумение, когда руководитель отсчитывает его за срочный звонок по работе в выходной.
Все больше работодателей фиксируют границы рабочего дня не только в правилах внутреннего трудового распорядка, но и в неформальных рекомендациях. Ведь режим работы 24/7 приводит к выгоранию и, в конечно счете, к увольнению сотрудников. В каждой компании свои правила и людям будет комфортнее, если их озвучить заранее.
16. Компенсируйте психотерапию для сотрудников
Современная повестка не дает расслабляться не только бизнесу, но и людям. Вдобавок к традиционным триггерам выгорания, события последних лет проверяют на прочность и жизненные цели, и принципы каждого человека. В таких условиях становится важной психологическая поддержка сотрудников.
В исследовании HeadHunter эмоциональное здоровье вышло в абсолютные лидеры (68%) по важности наличия в соцпакете работодателя. Причем чем моложе сотрудники, тем выше важность эмоционального здоровья.
Зачем это компаниям? Мало кто хочет столкнуться с непредсказуемыми последствиями депрессии ключевых кадров. Вот почему корпоративная психотерапия набирает обороты, а у ведущих онлайн-сервисов появляются корпоративные пакеты.
А ещё корпоративная психотерапия помогает работать с токсичностью в команде, снижает тревожность сотрудников и помогает наладить здоровые коммуникации.
Сильная корпоративная культура и продуманная система мотивации работодателя — фундамент для успешного HR-бренда. А еще они влияют на то, как компанию воспринимают на рынке труда соискатели. А, значит, найм новых сотрудников в компаниях, которые озабочены «счастьем» людей и атмосферой на работе, обходится дешевле.
Ищете инструменты для внедрения долгосрочной мотивации - оставьте заявку на консультацию по форме ниже. Наша команда подберет решения исходя из ваших бизнес-задач.