Ключевые компоненты вовлеченности персонала
Как создать благоприятную корпоративную культуру в компании и при чем тут вовлеченность команды
30.08.2024
588
8 мин.
Поделиться

Сегодня команда — основной ингредиент успеха компании. Но бывает, что даже идеально подобранные под задачи сотрудники не выполняют работу так, как этого ожидает менеджер. А еще кто-то из сотрудников быстро теряет интерес к своим проектам, испытывает выгорание или даже уходит к конкурентам.

Американская аналитическая компания Gallup Inc в своем ежегодном отчете Gallup State of the Global Workplace рассказала, что в 2024 году только 23% сотрудников в мире считают себя вовлеченными на рабочем месте. Большинство сотрудников же либо негативно относятся к своей работе, либо делают лишь самый минимум, практически не испытывая эмоциональной привязанности к компании. Логично, что для бизнеса низкая вовлеченность персонала равно недополученная прибыль и даже убытки. Тот же Gallup выяснил, что в компаниях с высоким уровнем вовлеченности сотрудников на 22% выше прибыльность и на 21% — производительность.

В этой статье разберемся, что же такое вовлеченность и из чего она состоит. А еще расскажем, как вовлеченность влияет на бизнес и как можно ею управлять. 

Что такое вовлеченность сотрудника организации?

Вовлеченность — вид эмоциональной привязанности, благодаря которой сотрудники преданы и лояльны компании, стараются выполнять свою работу как можно лучше и добиваться значительных результатов. Вовлеченные сотрудники хорошо интегрированы в систему ценностей компании и разделяют их.

Для определения разной степени вовлеченности Gallup разработал шкалу вовлеченности и выделил следующие уровни:

  1. Активно вовлеченные сотрудники — они прилагают максимум усилий в работе, проявляют инициативу, креативность, полны энтузиазма и поддерживают миссию компании. Неравнодушны к судьбе бизнеса, хотят и участвуют в его совершенствовании и изменениях.
  2. Невовлеченные — их еще называют “сотрудники-роботы”. Часто безразличны или нейтральны по отношению к работе и организации. Будут делать только то, что положено по должностной инструкции.
  3. Активно отстраненные — токсичные и обиженные на работу люди, им не нравится ни их место в компании, ни коллеги вокруг. Любые изменения в компании вызывают отторжения и много критикуются.

Некоторые эксперты считают, что уровней вовлеченности может быть еще больше и выделяют дополнительно группы “выгоревшие”, “средне вовлеченные” и “слабо вовлеченные”.


Уровни вовлеченности персонала

В любом случае, работа HR и менеджеров с вовлеченностью сводится к тому, чтобы сохранить уровень вовлеченности первой группы и повысить вовлеченность второй. А сотрудников из последней группы перевести хотя бы в нейтральную либо даже избавиться от них, если их специализация не ключевая для бизнеса.

Для чего нужно отслеживать уровень вовлеченности в команде и управлять им?

Знание, как распределяется вовлеченность в компании, и использование инструментов работы с ней помогает менеджерам поддерживать нужный ритм и качество работы. А ещё прогнозировать и минимизировать риски по замене персонала.

Кроме того, работа вовлеченных сотрудников положительно сказывается на репутации компании. Качественный продукт и качественный сервис чаще всего — не только результат высоких стандартов работы, но и вклад конкретных людей, для которых эти стандарты оказываются важны.

В компаниях с высокими показателями вовлеченности низкая текучка и удается сохранить ключевых сотрудников. Такая среда помогает привлекать в компанию лучших и тратить меньше усилий на удержание людей в команде.

Вовлеченность также положительно отражается на уровне инновационности компании. Ведь люди, которые горят своим делом, стремятся изменить бизнес к лучшему, оптимизировать процессы, повлиять на продукт.

Сотрудники с высоким уровнем вовлеченности заинтересованы в повышении квалификации и развитии внутри компании. Поэтому в такой организации растут сильные лидеры и увлеченные профессионалы.

Таким образом, вовлеченность — это ключ к стабильности и успешности бизнеса.


Преимущества повышения уровня вовлеченности сотрудников

Из чего складывается вовлеченность сотрудника?

На уровень вовлеченности влияет как внутренний настрой человека, так и факторы среды. Рассказываем о наиболее значимых компонентах для развития вовлеченности по порядку:


  1. Личность сотрудника. Высоко вовлеченных работников отличает внутренний настрой, а еще любовь к профессии, желание приносить пользу, амбиции, инициативность, дух соперничества и высокий уровень эмпатии. Необязательно все из этих качеств встречаются в личности сразу, но во многом именно на их базе растет или снижается уровень индивидуальной вовлеченности.
  2. Руководитель. Если уровень вовлеченности в команде невысок, посмотрите на руководителя. В вовлеченных командах ощущается поддержка и забота менеджера, часто именно он становится ролевой моделью для остальных членов команды.
  3. Прозрачные цели и выстроенные процессы. На уровень включенности в работу влияет прозрачность и структурированность процессов. Когда сотрудники понимают, куда и как движется компания, им проще осознавать свое место в этих процессах и границы ответственности.
  4. Обратная связь и признание. Честная и своевременная обратная связь сверху — залог продуктивной работы. Важно, чтобы и у сотрудников была возможность выражать свои мысли и мнения. А еще помогает повысить вовлеченность признание успехов и поощрение достижений.
  5. Коллеги. Отношения, построенные на уважении, поддержке и сотрудничестве, и эмоциональная связь с командой усиливают чувство принадлежности и мотивацию. Многие исследования показали, что работа в позитивной профессиональной команде и чувство локтя — один из ключевых факторов успеха работы с вовлеченностью.
  6. Возможности для карьерного роста. Вовлеченные сотрудники связывают свое будущее с компанией. Ясность и прозрачность принципов карьерного продвижения хорошо мотивирует включаться в работу на максимум. 
  7. Профессиональное развитие. Напомним, что вовлеченный сотрудник кроме всего прочего горит своей профессией. И его подстегивает работать лучше участие в сложных и нетипичных проектах.
  8. Корпоративная культура. Сильная и позитивная корпоративная культура, построенная на принципах открытости, честности, инклюзивности, формирует благоприятную среду для развития вовлеченности. А вовлеченные сотрудники, в свою очередь, позитивно влияют на корпоративную культуру компании.
  9. Условия труда. Уровень дохода должен соответствовать рыночным условиям или превосходить их. Вот почему важно регулярно анализировать изменения рынка труда.
  10. Баланс работы и личной жизни. Забота о здоровье и благополучии сотрудника через предоставленный вовремя и своевременно отпуск, хорошую медицинскую страховку, сбалансированную рабочую нагрузку, также положительно сказывается на уровне вовлеченности в команде.


Как управлять уровнем вовлеченности?

Работа с вовлеченностью в команде — задача со звездочкой и для HR-а, и менеджмента. Измерять и анализировать вовлеченность можно с помощью специализированных опросов. И делать это рекомендуется каждый год. За этот период можно подкорректировать свои действия и увидеть результаты в следующем году.

Ниже несколько идей мероприятий, с помощью которых можно улучшить показатели вовлеченности в команде.

⭐️ Нанимайте тех, кто подходит под вашу корпоративную культуру

А также прощайтесь с теми, кто не разделяет ценности компании, слабо вовлечен и саботирует изменения.

⭐️ Продумайте качественный онбординг

Вовлекайте с порога. Хорошая программа адаптации способна повысить лояльность новичков на входе и выстроить доверительные отношения с коллегами с первых дней в организации.

⭐️ Собирайте обратную связь

Для сотрудников важно иметь возможность высказаться, поделиться своими идеями и мыслями. Формат может быть разным: пульс-опросы, опросы вовлеченности, отзывы, exit-интервью, беседы с сотрудниками 1:1. Действуйте по итогам полученной информации.

⭐️ Признавайте достижения и благодарите сотрудников

Напоминайте сотрудникам, что вы их цените. Создавайте доски почета, благодарите публично, отмечайте личный вклад в развитие бизнеса.

Награждайте в том числе материально: бонусы, подарочные карты и сертификаты.

⭐️ Проводите тимбилдинги и формируйте культуру совместной работы

В основе культуры совместной работы лежит мысль “вместе мы лучше”. Развивая сопричастность и взаимопонимание, вы повышаете уровень вовлеченности и улучшаете коммуникации.

Организуйте мероприятия по укреплению командного духа: соревнования, тимбилдинги, мозговые штурмы, воркшопы, дни волонтера.

Усилия по повышению уровня вовлеченности обязательно принесут свои плоды. А ваши сотрудники будут не только довольны своей работой, но и постараются выполнять задачи лучше, ощущая причастность своему делу и связывая будущее с компанией.
Статья
Есть задача?
Наши менеджеры с удовольствием расскажут Вам о релевантных кейсах и подготовят коммерческое предложение по вашему проекту