Сегодня команда — основной ингредиент успеха компании. Но бывает, что даже идеально подобранные под задачи сотрудники не выполняют работу так, как этого ожидает менеджер. А еще кто-то из сотрудников быстро теряет интерес к своим проектам, испытывает выгорание или даже уходит к конкурентам.
Американская аналитическая компания Gallup Inc в своем ежегодном отчете Gallup State of the Global Workplace рассказала, что в 2024 году только 23% сотрудников в мире считают себя вовлеченными на рабочем месте. Большинство сотрудников же либо негативно относятся к своей работе, либо делают лишь самый минимум, практически не испытывая эмоциональной привязанности к компании. Логично, что для бизнеса низкая вовлеченность персонала равно недополученная прибыль и даже убытки. Тот же Gallup выяснил, что в компаниях с высоким уровнем вовлеченности сотрудников на 22% выше прибыльность и на 21% — производительность.
В этой статье разберемся, что же такое вовлеченность и из чего она состоит. А еще расскажем, как вовлеченность влияет на бизнес и как можно ею управлять.
Что такое вовлеченность сотрудника организации?
Вовлеченность — вид эмоциональной привязанности, благодаря которой сотрудники преданы и лояльны компании, стараются выполнять свою работу как можно лучше и добиваться значительных результатов. Вовлеченные сотрудники хорошо интегрированы в систему ценностей компании и разделяют их.
Для определения разной степени вовлеченности Gallup разработал шкалу вовлеченности и выделил следующие уровни:
- Активно вовлеченные сотрудники — они прилагают максимум усилий в работе, проявляют инициативу, креативность, полны энтузиазма и поддерживают миссию компании. Неравнодушны к судьбе бизнеса, хотят и участвуют в его совершенствовании и изменениях.
- Невовлеченные — их еще называют “сотрудники-роботы”. Часто безразличны или нейтральны по отношению к работе и организации. Будут делать только то, что положено по должностной инструкции.
- Активно отстраненные — токсичные и обиженные на работу люди, им не нравится ни их место в компании, ни коллеги вокруг. Любые изменения в компании вызывают отторжения и много критикуются.
Некоторые эксперты считают, что уровней вовлеченности может быть еще больше и выделяют дополнительно группы “выгоревшие”, “средне вовлеченные” и “слабо вовлеченные”.
В любом случае, работа HR и менеджеров с вовлеченностью сводится к тому, чтобы сохранить уровень вовлеченности первой группы и повысить вовлеченность второй. А сотрудников из последней группы перевести хотя бы в нейтральную либо даже избавиться от них, если их специализация не ключевая для бизнеса.
Для чего нужно отслеживать уровень вовлеченности в команде и управлять им?
Знание, как распределяется вовлеченность в компании, и использование инструментов работы с ней помогает менеджерам поддерживать нужный ритм и качество работы. А ещё прогнозировать и минимизировать риски по замене персонала.
Кроме того, работа вовлеченных сотрудников положительно сказывается на репутации компании. Качественный продукт и качественный сервис чаще всего — не только результат высоких стандартов работы, но и вклад конкретных людей, для которых эти стандарты оказываются важны.
В компаниях с высокими показателями вовлеченности низкая текучка и удается сохранить ключевых сотрудников. Такая среда помогает привлекать в компанию лучших и тратить меньше усилий на удержание людей в команде.
Вовлеченность также положительно отражается на уровне инновационности компании. Ведь люди, которые горят своим делом, стремятся изменить бизнес к лучшему, оптимизировать процессы, повлиять на продукт.
Сотрудники с высоким уровнем вовлеченности заинтересованы в повышении квалификации и развитии внутри компании. Поэтому в такой организации растут сильные лидеры и увлеченные профессионалы.
Таким образом, вовлеченность — это ключ к стабильности и успешности бизнеса.
Из чего складывается вовлеченность сотрудника?
На уровень вовлеченности влияет как внутренний настрой человека, так и факторы среды. Рассказываем о наиболее значимых компонентах для развития вовлеченности по порядку:
- Личность сотрудника. Высоко вовлеченных работников отличает внутренний настрой, а еще любовь к профессии, желание приносить пользу, амбиции, инициативность, дух соперничества и высокий уровень эмпатии. Необязательно все из этих качеств встречаются в личности сразу, но во многом именно на их базе растет или снижается уровень индивидуальной вовлеченности.
- Руководитель. Если уровень вовлеченности в команде невысок, посмотрите на руководителя. В вовлеченных командах ощущается поддержка и забота менеджера, часто именно он становится ролевой моделью для остальных членов команды.
- Прозрачные цели и выстроенные процессы. На уровень включенности в работу влияет прозрачность и структурированность процессов. Когда сотрудники понимают, куда и как движется компания, им проще осознавать свое место в этих процессах и границы ответственности.
- Обратная связь и признание. Честная и своевременная обратная связь сверху — залог продуктивной работы. Важно, чтобы и у сотрудников была возможность выражать свои мысли и мнения. А еще помогает повысить вовлеченность признание успехов и поощрение достижений.
- Коллеги. Отношения, построенные на уважении, поддержке и сотрудничестве, и эмоциональная связь с командой усиливают чувство принадлежности и мотивацию. Многие исследования показали, что работа в позитивной профессиональной команде и чувство локтя — один из ключевых факторов успеха работы с вовлеченностью.
- Возможности для карьерного роста. Вовлеченные сотрудники связывают свое будущее с компанией. Ясность и прозрачность принципов карьерного продвижения хорошо мотивирует включаться в работу на максимум.
- Профессиональное развитие. Напомним, что вовлеченный сотрудник кроме всего прочего горит своей профессией. И его подстегивает работать лучше участие в сложных и нетипичных проектах.
- Корпоративная культура. Сильная и позитивная корпоративная культура, построенная на принципах открытости, честности, инклюзивности, формирует благоприятную среду для развития вовлеченности. А вовлеченные сотрудники, в свою очередь, позитивно влияют на корпоративную культуру компании.
- Условия труда. Уровень дохода должен соответствовать рыночным условиям или превосходить их. Вот почему важно регулярно анализировать изменения рынка труда.
- Баланс работы и личной жизни. Забота о здоровье и благополучии сотрудника через предоставленный вовремя и своевременно отпуск, хорошую медицинскую страховку, сбалансированную рабочую нагрузку, также положительно сказывается на уровне вовлеченности в команде.
Как управлять уровнем вовлеченности?
Работа с вовлеченностью в команде — задача со звездочкой и для HR-а, и менеджмента. Измерять и анализировать вовлеченность можно с помощью специализированных опросов. И делать это рекомендуется каждый год. За этот период можно подкорректировать свои действия и увидеть результаты в следующем году.
Ниже несколько идей мероприятий, с помощью которых можно улучшить показатели вовлеченности в команде.
⭐️ Нанимайте тех, кто подходит под вашу корпоративную культуру
А также прощайтесь с теми, кто не разделяет ценности компании, слабо вовлечен и саботирует изменения.
⭐️ Продумайте качественный онбординг
Вовлекайте с порога. Хорошая программа адаптации способна повысить лояльность новичков на входе и выстроить доверительные отношения с коллегами с первых дней в организации.
⭐️ Собирайте обратную связь
Для сотрудников важно иметь возможность высказаться, поделиться своими идеями и мыслями. Формат может быть разным: пульс-опросы, опросы вовлеченности, отзывы, exit-интервью, беседы с сотрудниками 1:1. Действуйте по итогам полученной информации.
⭐️ Признавайте достижения и благодарите сотрудников
Напоминайте сотрудникам, что вы их цените. Создавайте доски почета, благодарите публично, отмечайте личный вклад в развитие бизнеса.
Награждайте в том числе материально: бонусы, подарочные карты и сертификаты.
⭐️ Проводите тимбилдинги и формируйте культуру совместной работы
В основе культуры совместной работы лежит мысль “вместе мы лучше”. Развивая сопричастность и взаимопонимание, вы повышаете уровень вовлеченности и улучшаете коммуникации.
Организуйте мероприятия по укреплению командного духа: соревнования, тимбилдинги, мозговые штурмы, воркшопы, дни волонтера.
Усилия по повышению уровня вовлеченности обязательно принесут свои плоды. А ваши сотрудники будут не только довольны своей работой, но и постараются выполнять задачи лучше, ощущая причастность своему делу и связывая будущее с компанией.