Мотивация продавцов в рознице
Как заинтересовать розничного продавца и добиться от него выполнения и перевыполнения плана?
10.02.2025
111
7 мин.
Поделиться

Как заинтересовать розничного продавца и добиться от него выполнения и перевыполнения плана? Как справиться с текучкой кадров и повысить их квалификацию прямо на рабочем месте? Рассказываем о мотивации и о том, какие задачи она помогает решать бизнесу.

Зачем нужна мотивация

Многие отрасли розничной торговли сталкиваются с трудностями, связанными с системой сбыта товаров — в зависимости от специализации. Мотивация продавцов — это один из эффективных инструментов, который компании используют для увеличения продаж. Вот несколько примеров, как можно влиять на результат посредством мотивации.

Строительная отрасль

Главная проблема — нестабильность спроса на определенные товары и услуги и высокая конкуренция. Мотивация через обучение и бонусные программы дает продавцам больше знаний о товарах и, как следствие, помогает им активно коммуницировать с покупателями. В итоге растет результативность команды и уровень продаж.

Табачная отрасль

Жесткое регулирование рекламы и общественный тренд на отказ от курения снижают потребление табака. Мотивация помогает продавцам увереннее работать в непростых условиях и повышать продажи.

Рынок автотоваров

В этом сегменте присутствует жесткая конкуренция и ценовые войны. Сложности вызывает и разнообразие ассортимента. Продавцы должны знать характеристики и особенности каждого товара. Поэтому возникает потребность в обучении, которую может удовлетворить программа мотивации продавцов.

Товары повседневного спроса

Основная проблема — высокая конкуренция за внимание покупателей, сложности в стимулировании продаж. Продавцы начинают злоупотреблять скидками, ценность товара падает, покупатель в итоге не хочет приобретать товар за полную стоимость и ждет акций. Выполнять планы в таких условиях все сложнее.

Чтобы продавец работал эффективно, его нужно мотивировать: сделать так, чтобы у него возникло желание продавать. Для этого и нужна мотивация продавцов для увеличения продаж. Она вдохновляет сотрудника работать на результат, а значит помогает компании в развитии.

Виды мотивации

С точки зрения психологии есть внутренняя и внешняя мотивация. Внешняя, или материальная мотивация, направлена на рост доходов продавца, чтобы он мог обеспечить себя и свою семью. Внутренняя основана на моральном удовлетворении от результатов своей работы, возможности профессионального роста и социальной значимости, реализации себя в выбранной профессии. Рассмотрим два вида мотивации подробнее.

Специалисты рекомендуют сочетать материальную мотивацию с нематериальной

Материальная мотивация

В первую очередь это заработная плата. Есть два ключевых различия — платить оклад или использовать часть зарплаты, как дополнительный вид мотивации продавцов магазинов. Для этого работодатели разделяют зарплату на гарантированную часть (оклад) и премиальную (процент с продаж или бонус за выполнение или перевыполнение плана).

Рассчитывать дополнительные выплаты можно по-разному. Первый вариант — прогрессирующий процент. Чем больше продаст сотрудник, тем больше получит. Например, если продавец продал товара на 500 000 рублей, он получает 5% дополнительно. Если на 700 000 рублей — 7% и так далее до определенного предела. Второй вариант — фиксированный бонус, который также платят в зависимости от оборота.

Важно, чтобы система денежной мотивации была прозрачной и понятной для сотрудников. Для того чтобы разделить зарплату на постоянную и переменную части, компании в розничной торговле используют систему KPI — показатели эффективности работника, которые можно посчитать. От них зависит переменная часть зарплаты.

Кроме этого, к материальной мотивации относится все, что так или иначе связано с деньгами:

  • премии за работу без нарушений;
  • надбавка за дополнительную работу;
  • компенсация расходов на сотовую связь и проезд к месту работы;
  • спецодежда;
  • полис ДМС;
  • скидки на товары и услуги компании

По данным исследования Работа.ру, 83% россиян считают деньги лучшей мотивацией и уверены, что хорошая зарплата и премия увеличивают рабочий энтузиазм. Но в реальности схема оклад+бонус работает в ограниченных пределах. Зачастую сотрудники выходят на нужный им уровень дохода и сразу перестают заботиться о повышении продаж. Поэтому специалисты рекомендуют сочетать способы материальной мотивации с нематериальной.

Нематериальная мотивация продавцов

Выбор способов мотивации в этом случае велик и зависит от возможностей компании:

  • выбор графика работы для отличившегося сотрудника;
  • перспективы карьерного роста, например от продавца до начальника смены или отдела;
  • развитая корпоративная культура — персонал чувствует, что компания заинтересована в нем;
  • дополнительный отпуск;
  • стажировки и обучение за счет компании;
  • публичное признание заслуг: похвала от руководителя, статья на корпоративном портале, фотография на доске почета.

Переходить к нематериальной мотивации желательно после того, как удовлетворены все материальные потребности сотрудника.

Система мотивации розничных продавцов напоминает пирамиду Маслоу, где на базовых ступенях находятся основные нужды, а выше — признание, самореализация и тяга к познанию.

Система мотивации розничных продавцов напоминает пирамиду Маслоу

Как составить план мотивации

От того, насколько грамотно составлен план мотивации в розничной торговле, зависит его успех. Можно взять готовую систему и просто перенести ее на свою компанию, но вряд ли это принесет желаемый результат. Чтобы мотивация была эффективной, придется изучить потребности бизнеса, сотрудников, и после этого составлять план.

Как рассчитать бонусы

Руководители при разработке системы мотивации продавцов в розничной торговле испытывают затруднения в вопросах, как часто выплачивать бонус и как связан размер бонуса с результатом.

Бонусы могут быть: сезонными (ежемесячными, ежеквартальными, годовыми) и разовыми (выплачиваться за выполнение определенной задачи). Для мотивации розничных продавцов наиболее эффективными будут ежемесячные, ежеквартальные и нерегулярные бонусы. Такое краткосрочное планирование помогает сотруднику поддерживать высокий уровень мотивации и не падать духом, если у него что-то не получилось в текущем месяце. Всегда есть возможность улучшить свои показатели.

При выборе повышающего коэффициента для бонусов можно использовать проверенные практикой рекомендации:

  • установить фиксированный коэффициент, который не меняется в зависимости от увеличения результата;
  • установить пропорцию: например, каждые 5% перевыполнения плана увеличивают размер бонуса на 1%. В этом случае продавец мотивирован постоянно повышать продажи.

Как выплачивать поощрение

Чтобы не раздавать по старинке премии в конвертах, компания MyGiftCard предлагает современное решение — виртуальные подарочные банковские карты с различным номиналом. Деньги с этой карты можно тратить в онлайн и офлайн-магазинах.

Карты удобно использовать в любых розничных компаниях, а для организаций с филиалами в разных регионах страны это самый доступный способ выплаты поощрений своим сотрудникам. Карты рассылаются сотрудникам по электронной почте, все организационные моменты, включая отправку карт, мы берем на себя.

Статья
Есть задача?
Наши менеджеры с удовольствием расскажут Вам о релевантных кейсах и подготовят коммерческое предложение по вашему проекту